Семейные конфликты родителей и детей — одна из причин социальных опасностей общества

Просмотров: 298

Семейные конфликты родителей и детей причина социальных опаснотей обществаВзаимоотношения родителей и детей всегда вызывали большой интерес у человечества, ведь семейные конфликты между родителями и детьми есть одна из причин социальных опасностей общества. В Ветхом Завете описываются отношения Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом, от которых после всемирного потопа родилось все человеческое поколение. По библейской мифологии Хам был довольно невоспитанный и грубый. Выпив много вина, Ной опьянел и лежал обнаженным, Хам посмеялся над родительской наготой и хотел, чтобы так сделали его братья, но те отвернулись и прикрыли отца. То есть, мы видим хамское поведение и отношение к собственному отцу.

Таким образом существует два типа отношений взрослых детей к своим родителям пожилого возраста геронтофилия (отношение Сима и Иафета, то есть отношение с уважением и сыновней любовью), и геронтофобия (линия Хама, то есть неуважение и презрение). При рассмотрении отношений «отец — сын» и «мать — дочь» существуют такие понятия как комплекс Эдипа и Электры.

Это подсознательное соперничество сына с отцом и дочери с матерью, которое сохраняется на всю жизнь.

В мужчине до поздних лет бунтует тот же мальчик, который подавляет в себе все женское начало и стремится доказать, что он и его мать не единое целое.

Факторы приводящие к причинам конфликтного взаимодействия родителей и детей

Сама тема системы отношений «дети — старые родители»  является достаточно интересной. Так должно быть, когда младшие начинают беспокоиться и опекать старших. Но в большинстве случаев люди в преклонном возрасте, смиряются со своим положением, а иногда теряют самостоятельность, и у них появляется комплекс нерешительности, страх что-то перепутать.
Весьма специфическими являются отношения родителей с детьми, которые не достигли совершеннолетия. Такие конфликты родителей с ребенком являются самыми распространенными в семейной жизни. Рассмотрим некоторые факторы, которые являются причинами конфликтного взаимодействия родителей и детей. К таким относятся:

  • тип внутрисемейных отношений;
  • неэффективность родительского отношения к ребенку;
  • возрастные кризисы у ребенка;
  • личностные различия родителей и детей;
  • неблагоприятное влияние других людей.

Тип внутрисемейных отношений

Выделяют гармоничный и дисгармоничный тип семейных отношений. Для гармоничных отношений характерно сотрудничество, взаимопомощь, равноправие всех участников семьи.

Читайте также:  Ожидание отцом будущего ребенка

В гармоничной семье:

  • взрослые общаются с детьми товарищеским тоном;
  • корректно направляют его поведение, хвалят, выражая свои советы;
  • родители допускают дискуссии по поводу тех или иных событий, касающихся поступков и поведения ребенка;
  • родители, как правило, не подчеркивают свое руководящее положение.

Для такой семьи характерен демократический стиль воспитания ребенка такие родительские действия дают эффект понимания, принятия и понимания личности ребенка.

В дисгармоничной семье наблюдается:

  • конфликтное взаимодействие супругов;
  • напряженность;
  • невозможность найти достойного способа общения между родителями и детьми;
  • чувства и эмоции сторон во внимание не принимаются;
  • во взаимоотношениях сохраняется дистанция и еще больше усугубляют семейные конфликты родителей и детей

Такое поведение приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Неэффективность родительского отношения к ребенку

Конфликтологи выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
педагогическая и психологическая несовместимость родителей (незнание родителями

  • психологических особенностей детей определенного возраста;
  • некритично усвоенные стереотипы воспитания детей (авторитарный базируется на запретах);
  • либеральный — делай, что хочешь – основная причина социальных опасностей общества ;
  • личные проблемы и особенности родителей;
  • особенности общения с другими членами семьи.

Возрастные кризисы у ребенка

Возрастными кризисами у детей являются переходные периоды от одного этапа развития ребенка к другому. В такие кризисные периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и агрессивными. Выделяют следующие возрастные кризисы у детей (Д. Эльконин доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии):

  • кризис первого года жизни;
  • кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
  • кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис полового созревания (который считается периодом перехода от младшего школьного возраста до подросткового примерно 12-14 лет);
  • подростковый кризис (15-17 лет).

Личностные различия родителей и детей

К таким неблагоприятным особенностям родителей относятся:

  • холодность;
  • требовательность;
  • консерватизм;
  • чрезмерный рационализм;
  • недостаточность нежности;
  • повышенная тревожность;
  • злоупотребление вредными привычками.

К неблагоприятным личностным особенностям детей относят:

  • низкую успеваемость;
  • систематическое нарушения правил поведения;
  • упорное игнорирование рекомендаций родителей;
  • непослушание, упрямство, эгоцентризм, самоуверенность, лень.

Неблагоприятное влияние других весомых людей (кроме родителей)

Имеется ввиду негативное вмешательство в процесс воспитания ребенка дедушек и бабушек. Своевременное предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, конечно, прежде всего от самой супружеской пары. Хотя иногда семейные конфликты и могут носить положительную направленность, но в целом их допускать не стоит.

Читайте также:  Беспокойство и тревожность вашего ребенка

По каждому конкретному случаю можно в литературе есть множество полезных советов. Приведу наиболее общие пути предупреждения семейных конфликтов:

  • формирование психолого — педагогической культуры у супружеской пары;
  • воспитание детей с учетом их индивидуально — психологических и возрастных особенностей, а также эмоционального состояния;
  • формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;
  • формирование культуры общения.

Решение семейного конфликта может иметь несколько вариантов, а именно: достижение согласия и взаимовыгодного компромисса по спорным вопросам, убегание ребенка из семьи, лишение родительских прав, развод.
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако, она, в определенной степени, обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Почему-то проблема конфликта поколений, гораздо шире и активней разрабатывается социологами. Более чем в тысяче психолого — педагогических работ по проблеме конфликта, вряд ли наберется с десяток другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Эта проблема, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношениях, возрастных кризисов, влияния супружеских конфликтов на развитие детей и др. Но, реально, невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Это очень сложная и разноплановая тема, ведь даже в хорошо обеспеченных семьях в более чем в 30% случаях выявляются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. И такая же цифра выявляется в неблагополучных семьях. На этих заключениях и должны строится основная задача общественной деятельности, как причина социальных опасностей общества, по правильному подходу к своевременному разрешению семейных конфликтов между родителями и детьми.

Если дорогой читатель имеет свою точку зрения, пожалуйста оставляйте комментарии. Если статья Вам понравилась или была полезна, поделитесь, пожалуйста, ею в социальных сетях:

Рекомендуем также почитать:

2 комментариев на “Семейные конфликты родителей и детей — одна из причин социальных опасностей общества

  1. Артём

    Тема очень актуальна, но в данной статье она освещена очень поверхностно — хотелось бы подробного разбора конкретных ситуаций и описания способов их решения.

    1. Юлия

      Так может вы пример ситуации предложите, чтоб автору не выдумывать. Все вместе и обсудим!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *