Социальная сущность семьи и основные причины прочности брака

Просмотров: 62

sotsialnaya-sushhnost-semi-i-prichiny-prochnosti-brakaПочему же люди живут семьями? Всегда ли существовала семья? Останется ли она в будущем? Ее создание — личное дело человека, или этот процесс определенным образом неразрывно связан с обществом?
Конечно, семью определяют как основанное на брачном союзе и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
В чем же заключается социальная сущность семьи? Дело в том, что имея глубинную природно-биологическую, инстинктивную природу, семья пропускает исторические общественные отношения через призму своих конкретных форм. Появившись в глубине веков, в недрах первобытного общества, она прошла долгий путь, пока появилась современная семья. И теперь термин «современная семья» имеет, в значительной степени, европоцентристcкий характер. Это понятие вряд ли можно наполнить точно очерченным смыслом. Ведь и в наше время семья в Европе, в Северной и Латинской Америке, в арабском мире, в Азии по способам и мотивам ее создания, структурой, ролевого поведения ее членов и другим признакам очень отличается.

В литературе ранее фигурировала терминология «социалистическая семья», «советская семья». Однако даже в пределах этой «советской семьи» существовали очень разные по своим характеристикам явления.

Чукчи, узбеки, латыши, русские и другие народы привносили в процесс создания семьи столько особенностей, что она очень существенно видоизменялась.

Так, в Средней Азии и Казахстане сохранились калым (выкуп за невесту), обряд похищения невесты. В Туркмении были распространены браки между родственниками (чтобы деньги калыма не попадали в чужие руки). Япония — передовая в техническом и экономическом отношении страна. Однако до сих пор там 40% молодежи женится не по собственному желанию, а по договоренности родителей. Сначала брачные маклеры, а потом родители ведут длительные переговоры, в ходе которых улаживаются финансовые проблемы, связанные со свадьбой и будущие родственники обмениваются подарками (с предоставлением расписок). А в самой семье человек, как правило, ведет себя довольно отстранённо. Еще с феодальных времен сохраняется институт любовниц (нигосан). Мужчины после работы домой не спешат, ведут такой образ жизни, который у нас могли позволить бы себе только холостые мужчины.
В мусульманских странах (например, в Иране) женщина, по сравнению с европейской, вообще рассматривается как существо второго сорта. Девушка без разрешения старшего в семье не имеет права выйти замуж. Женщинам, в отличие от мужчин, запрещены браки с представителями другой веры. Мужчинам же, разрешается иметь четырех постоянных жен. Кроме того, на время длительного отъезда можно иметь временную жену. Для обвинения женщины в нарушении законов шариата достаточно свидетельства двух свидетелей-мужчин. Приговор (казнь на смерть) обжалованию не подлежит и выполняется немедленно.
Итак, в любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это общий социальный институт, а с другой — малая социальная группа, имеющая специфические закономерности функционирования и развития. Это обусловливает зависимость семьи от общественного строя, существующих экономических, политических и религиозных отношений и одновременно довольно значительную самостоятельность. В сфере семейной жизни традиции очень устойчивы. Они не меняются сразу за изменениями в экономической и политической сферах общества.
Причинами, которые подталкивают людей к созданию семьи, есть потребности общества и человека.
Семья — один из первых социальных институтов. Она возникла гораздо раньше, чем появились такие социальные институты, как религия, деньги, государство, образование. Всего несколько десятилетий назад распространенным было мнение, что когда-то, на заре человечества, между мужчинами и женщинами были распространены неупорядоченные сексуальные связи. Впоследствии возник групповой брак, а позже — парная семья. Теперь же большинство ученых склоняются к мнению, что в человеческом обществе парная семья возникла сразу.

Читайте также:  Что важнее уважение или любовь между супругами?

Такой подход основан на предположении, что человеческое общество, в котором бы не было равного доступа всех его членов к семейно — брачным отношениям, не смогло бы стабильно существовать растерзанное враждой между мужчинами за женщин и самими женщинами из-за мужчин. Поэтому общество, создав свой первый социальный институт – семью и в значительной мере устранило основания для конфликтов в первобытном обществе, нормализовав его жизнь. Интересно, что для устранения конфликтов во многих примитивных племенах, которые позже были открыты и исследованы учеными, для тех, кто венчался, не было права свободного выбора партнера.

Человеческое общество развивалось и совершенствовалось, но контроль в сфере семейно-брачных отношений все равно существовал, ведь семья оставалась нужной обществу. Еще 100 лет назад разводы были затруднены или даже вообще запрещены. Холостые мужчины, как правило, имели более низкий социальный статус, не имея права голоса, ни на сельских сходах, ни на выборах в других общественных учреждений, а замужняя женщина могла жить только в семье родителей и отнюдь не по отдельности.
Люди создают семью с целью удовлетворения не отдельных, а комплекса важных для личной жизни нужд. Некоторые из них можно удовлетворять и вне семьи, но именно в ней их удовлетворения осуществляется наиболее приемлемым для человека путем. В этом и заключаются причины прочности брака как социального института. Достаточно часто бывает, когда один брак у человека был неудачным, он пытается еще раз создать семью.

Причины, обусловившие появление разных форм брака

Причины, обусловившие появление той или иной формы брака, могли быть разными, но ученые считают, что они имели преимущественно экономический или социально-культурный характер. Так, полигиния была почти во всех кочевых народов, поскольку все они много воевали как между собой, так и с земледельцами, а потому мужчины-кочевники гибли довольно часто, и в обществе постоянно существовала разница между численностью мужчин и женщин в детородном возрасте. Для того чтобы обеспечить равный доступ всех своих членов к брачным отношениям, эти общества выработали именно такую форму брака.
В древнем Тибете пахотной земли, пригодной для земледелия, было очень мало, поэтому она наследовалась от отца всем его сыновьями, которые не имели права делить ее и вынуждены были обрабатывать вместе. Земли было так мало, что отдельные семьи на своих клочках земли не прожили бы. Поэтому братья имели общую жену, и сына, рожденного ею, который в дальнейшем становился наследниками этого участка.
На юге Индии проживало племя тодас, в которых полиандрия возникла уже по экономическим, а не по культурным причинам. Долгое время в их обществе существовал обычай убивать дочерей-первенцев, пока в семье не родится мальчик. Поэтому в брачном возрасте женщин было меньше, чем мужчин. Братьям в не очень состоятельных семьях (а таких было большинство) приходилось иметь одну жену на всех.
Поскольку древние причины в большинстве уже исчезли, а соотношение численности мужчин и женщин практически во всех обществах теперь стало примерно одинаковым, полигамия не может найти широкого распространения даже там, где она считается возможной. В Иране, например, теперь 99% семей — моногамны.

Проблемы развития современной семьи

Сегодня проблемы развития семьи условно можно разделить на две группы. Первая группа – имеет те трудности, которые являются для семьи «внешними». Это какие-то неблагоприятные для нее условия, созданные общественным макросредой, кризисными социально-экономическими обстоятельствами. Они не вытекают из самой сущности, природы семьи, а есть только средой для ее существования. Вторая группа – семьи, в которых проблемы, существуют в сфере самой семейной жизни, даже при благоприятных внешних условий.
Среди ученых распространено мнение, что семья сегодня переживает глубокий кризис, к тому же почти во всех развитых обществах. Этот кризис проявляется в таких фактах семейной жизни:

  • уменьшение рождаемости детей; рост числа разводов;
  • рост численности неполных семей и детей, рожденных вне брака;
  • увеличение количества бездетных семей;
  • позднее время вступления в брак; проживание супругов без оформления брака.
Читайте также:  Как формируется энергетическое пространство в семье: Мы ответственны за происходящее с нами

В чем же причина этих явлений? Дело в том, что будучи, первоначальным элементом общества, семья отражает те же противоречия, которые присущи и обществу. Современная семья оказалась под воздействием не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций мирового масштаба. Среди них называют следующие:

  • рост роли женщин в экономической, культурной, политической сферах общественной жизни (а это вызывает их стремление к большей самостоятельности, пересмотра традиционной структуры семейных отношений, равноправия с мужчинами в принятии решений);
  • образования двух центров жизни — работы и дома (ранее профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали в единстве);
  • эволюция взглядов общества на сексуальную мораль (или сексуальная революция с ослаблением социального контроля ростом анонимности сексуального поведения и смягчением традиционных представлений о дозволенном и недозволенном);
  • общемировые тенденции, связанные с информатизацией общества, новыми направлениями его развития, ростом личностного потенциала.

Современные семьи становятся очень хрупкими и часто разрушаются одна за другой. Если не работать над отношениями в семье, они постепенно разваливаются, и в этом нет ничего удивительного.

Раздоры в семье возникают от стремления к личному счастью, они распадаются потому, что вместо того, чтобы отдавать любовь, люди ждут, когда ее будут давать им самим.

Все вышесказанное касается и мужчин и девушек. Это то, что должен знать каждый перед тем как создавать семейный очаг. Сейчас имеется такая проблема, что мужья не знают своих жен – их потребности и их природу, а женщины потребности и природу мужчин и во многих семьях пропадает гармония и близкие отношения.

Рекомендуем также почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *