Психологическое и социальное здоровье личности

Просмотров: 51

Социальное здоровье личностиРазвивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, готовые к межкультурному взаимодействию. На сегодняшнем этапе развития высшего образования в России важной социальной задачей становится профессиональное, экономически активное психологическое и социальное здоровье личности.

По данным территориального отдела государственной статистики г. Новокузнецка, значимость здоровья в системе ценностей современного человека определяется более декларативно. Здоровье молодёжи города стремительно ухудшается (таблица). Большинство молодого и взрослого (то есть наиболее трудоспособного) населения города не предпочитают быть здоровыми, ценность здоровья осознаётся тогда, когда субъективно ощущается угроза ему. Более привлекательными для современного жителя страны являются

  • карьерный рост
  • материальный достаток
  • профессиональная и личностная восстребовательность
  • семья, дружба и т.д.

Данная ситуация обусловлена низкой компетентностью общества по вопросам здоровья, ничтожной ценностью здоровья в иерархии человеческих качеств, отсутствием сформированности мотивационных установок на рациональное питание, психологическое здоровье, социальное здоровье личности, здоровый образ жизни, оптимальные модели поведения.

Заболеваемость студентов КузГПА в динамике за 2001-2004гг.

таб

В связи с актуальностью данная проблема привлекает всё большее внимание органов здравоохранения, образования, администрации вузов, научно — исследовательских институтов, статистических центров, различных политических и молодёжных организаций города и области. Для решения проблемы, учитывая практику последних лет, в Новокузнецке создана комплексная целостная территориальная программа « Здоровье и образование» (2007-2011гг.). Программа разработана в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национальной доктриной о модернизации образования, приказами Министерства образования и Министерства здравоохранения №176/2017 от 30.05.2002г. « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ». Стратегической целью программы является повышение качества образования при сохранении и развитии физически и психически здоровой личности в образовательном учреждении. В рамках программы разработаны новые подходы к оценке различных показателей здоровья учащихся образовательных учреждений различного уровня: дошкольного, школьного, высшей школы и институтов повышения квалификации.

Читайте также:  Восстановление гибкости позвоночника, правильные упражнения и диета

Алгоритм оценки включает в себя осуществление комплексного мониторинга за состоянием психического и физического здоровья студентов. Это позволит спрогнозировать модель условий обучающего процесса в учреждении, способствующих формированию, сохранению и укреплению социального здоровья личности в нём, разработке системы непрерывного образования по вопросам формирования стереотипов рационального поведения учащихся, в том числе студентов выработке новых здоровьесберегающих технологий, программно- аппаратных средств диагностики и их внедрению в практическую деятельность образовательного учреждения с учётом индивидуального психологического статуса респондента. Внедрение программы расширит спектр традиционно исследуемых показателей, характеризующих состояние здоровья студентов с целью выявления основных ухудшающих его факторов и их устранения.

С помощью программы будут получены:

  • Чёткие, статистически достоверные целостные данные про социальное здоровье личности, чего невозможно было получить при проведении единичных научно- прикладных исследований в данной области.
  • Все мероприятия, осуществляемые в рамках программы «Здоровье и образование», легко дополняют образовательный процесс любого учреждения в реальных условиях.

В рамках профилактических, плановых медицинских осмотров проводится гигиенический мониторинг, комплексный мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса медицинскими работниками вуза и сотрудниками прикреплённых к нему поликлиник. Через воспитательную систему вуза повышается культура здоровья, организуется спортивно- массовый, активный досуг студентов, организуются рекреационно – оздоровительные и реабилитационные мероприятия, формируются мотивация и компетентность сбережения здоровья.

Приоритетными направлениями научно – исследовательской работы преподавателей и студентов являются: психология здоровья личности в современных социально – экономических условиях, технологии формирования здорового образа жизни, способы поддержания хорошего самочувствия, саморазвитие и самосовершенствование личности, организация комфортной среды обучения в образовательном учреждении. Мероприятия чётко скоординированы, что облегчает адаптацию программы и её полное внедрение в учебный процесс. Социальная реализация программы позволит сформировать межведомственный подход к решению проблемы сохранения здоровья личности в современных условиях высшей школы.

Читайте также:  Современная сексология и ее основы

Л.А. Проскурякова

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Рекомендуем также почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *