Потребность страны в психологах-консультантах, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к консультируемым и к себе, выдвигает в разряд весьма актуальную проблему формирования профессиональных навыков студентов–психологов. Профессиональные качества психолога, всегда оставались важнейшими вопросами в отечественной психолого-педагогической науке, но современный этап развития общества наполняет их новым содержанием. На этапе высшего профессионального обучения существует ряд трудностей, которые в процессе консультативной деятельности выливаются в противоречие между личностной развивающей функцией психолога-консультанта и его реальными возможностями, отражающимися в уровне качества профессиональной деятельности психолога.
Актуальность проблемы имеет как минимум три аспекта:
- педагогический, предполагающий раскрытие педагогических условий, а также как развиваются профессиональные качества психолога и его личностное развития в процессе обучения;
- психологический, связанный с развитием потребности психолога в совершенствовании, личностном росте с предоставлением ему максимальных возможностей для самореализации;
- социальный, заключающийся во влиянии на межличностные отношения между консультантом и консультируемыми, на систему отношений в целом посредством формирования профессионально значимых личностных качеств психолога.
Разрешить возникающие противоречие может не только традиционная форма обучения, но и традиционное обучение. Целью исследования являлось изучение формирования профессиональных качеств и умений психолога в процессе дистанционного обучения. Исследования проводились со студентами – психологами Пензенского филиала СГА в количестве 50 человек. Самые важные профессиональные качества психолога в исследовании обозначены как:
- рефлективность, измеряемая уровнем импульсивности, коммуникативного контроля, локус контроля;
- эмпатичность, определяемая уровне эмпатии и коммуникативной толерантности;
- общительность, выявляемая через уровень коммуникативных и организаторских способностей;
- эмоциональное состояние — тревожность, измеряемая уровнями личностной(ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ).
При исследовании выраженности профессионально значимых навыков у студентов-психологов 1 курса были получены следующие результаты.
- По методике «Уровень коммуникативного контроля в общении» было выявлено, что для студенческого коллектива характерен средний уровень коммуникативного контроля ( у 80% испытуемых).
- По методике «Уровень импульсивности» Цукермана было выявлено, что для данной студенческой группы характерен высокий уровень импульсивности. Эти студенты чаще импульсивны и эмоционально экспрессивны в социальных взаимодействиях , обнаруживают низкую толерантность к ситуациям социальной изоляции. Они также имеют тенденцию оценивать опасность, рискованность тех или иных вымышленных жизненных ситуаций как более низкую.
- По методике «Уровень субъективного контроля» выявлено что у 80% студентов – экстернальный тип субъективного контроля. Эти студенты убеждены, что их успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств — условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения.
- По степени выраженности профессионально значимого умения «Рефлективность» высокий уровень выраженности отмечается у 45% студентов данной группы, однако выявлен низкий уровень у 28% испытуемых.
При исследовании уровня эмпатических способностей по опроснику В. В. Бойко по шкале рациональный канал эмпатии выявлено у 65% студентов — средний уровень, у 25% высокий что указывает на направленность внимания, восприятия и мышления на состояние проблемы и поведения другого человека; по шкале эмоциональный канал эмпатии у 85% студентов отмечается способность понимать внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение; по шкале установок способствующих или препятствующих эмпатии, у 45% студентов выявлен низкий уровень, что свидетельствует об ограничении диапазона эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия за счет убеждения себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих; по шкале идентификации умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера отмечается на высоком уровне у 15% студентов, на среднем у 80%.
При исследовании коммуникативных установок по методике В.В. Бойко было выявлено, что для 50% студентов 1 курса характерен средний уровень завуалированной жестокости в отношении к людям, в суждении о них, а для 50% — высокий уровень, что свидетельствует о высокой степени выраженности завуалированной жестокости в отношении к людям. При этом у 85% студентов выявлен средний уровень открытой жестокости в отношении к людям, у 15% выявлен высокий уровень , что свидетельствует о том, что личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих, выводы о них резкие и однозначные.
По степени выраженности профессионально значимого умения «Эмпатичность» высокий уровень выраженности не установлен у студентов данной группы ; средний уровень – 75%; низкий уровень у 25% испытуемых.
По методике « Коммуникативные и организаторские способности» было выявлено, что в данной группе студентов преобладает средний уровень коммуникативных и организаторских способностей у 65% студентов, что свидетельствует об их контактности с людьми. По степени выраженности профессионально значимого умения «Общительность» наиболее характерен средний уровень, выявлен у 69% студентов. По опроснику Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина выявлены 40% студентов с высоким уровнем реактивной тревожности и 50% студентов с высоким уровнем личностной тревожности. Возможно, средний и высокий уровень тревожности являются одной из причин снижения эмпатии у студентов.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: в данной группе выявлен средний и низкий уровень развития рефлективности; преобладание среднего уровня развития эмпатичности; средний уровень общительности; наиболее типичное эмоциональное состояние для группы – тревожность высокого уровня.
При изучении вышеперечисленных параметров у студентов психологов 4 курса выявлена положительная динамика. Так происходило увеличение количества студентов с высоким уровнем выраженности профессионально значимого умения «Рефлективность» с 45 до 75% испытуемых. По степени выраженности профессионально значимого умения «Эмпатичность» высокий уровень выраженности был установлен у 85% студентов 4 курса. По степени выраженности профессионально значимого умения «Общительность» выявлена положительная динамика по высокому уровню от 0 до 45% студентов. На занятиях студенты обучились методам саморегуляции, которые позволили снизить тревожность. Так, выявлено снижение количества студентов с высоким уровнем реактивной тревожности с 40 до 20% испытуемых и с высоким уровнем личностной тревожности с 50 до 10%
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что в процессе дистанционного обучения, формируются личностные и профессиональные качества психолога, в современной психологии.
Если Вам понравилась статья или оказалась полезной, пожалуйста, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях: