Основные методы социально-психологического тренинга

Просмотров: 79

Методы социально-психологического тренингаИзучение субъекта профессиональной деятельности не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства и качества выполняемой работы. Не менее важно определить индивидуально-психологические свойства человека, его состояние, потенциальные возможности. Только после этого можно наметить пути и методы социально-психологического тренинга, для повышения уровня его квалификации и эффективности деятельности.

Психолог–консультант имеет профессиональную подготовку, позволяющую наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов, в зависимости от производственных ситуаций и социально – экономической обстановки и своевременно реагировать на происходящие изменения. В связи с особенностями работы практического психолога и задачами психологической службы на предприятии насущным является использование большой группы психодиагностических методов, направленных на повышение эффективности психологического диагноза и прогноза, при этом соблюдать профессиональную этику.

Изучение влияния социально-психологического тренинга на деятельность сотрудников.

Исследования проводились с коллективом сотрудников предприятия ООО «……………..», состоящим из руководящего, технического, эксплуатационно-ремонтного персонала в количестве 30 человек в возрасте 24 – 49 лет.
При проведении исследования было выявлено:

  • для коллектива характерна компромиссная форма поведения;
  • психологический климат для коллектива противоречив и не определен;
  • в коллективе созданы такие условия труда, которые приводят к формированию экстернального типа локус контроля;
  • у сотрудников преобладал директивный компонент в стиле поведения.

Для повышения деятельности эффективности сотрудников были использованы методы социально-психологического тренинга. Для математической обработки полученных данных было использовано определение статистической значимости различий средних значений по t- критерию Стьюдента.

Читайте также:  Типология семей, как социального института в начале третьего тысячелетия

В ходе социально-психологического тренинга, при проведении диагностики были обнаружены следующие тенденции.

  • По методике Томаса выявлено достоверное снижение количества сотрудников с доминированием компромиссных форм поведения с 40% до 23,3% работников. Отмечено достоверное снижение количества сотрудников с доминированием формы поведения «Соперничество» с 23,3% до 13,3% испытуемых. Обнаружено достоверное увеличение количества сотрудников со склонностью к сотрудничеству с 16,7% до 50% испытуемых. Это указывало на эффективность социально-психологического тренинга при формировании навыков общения сотрудников.
  • В процессе социально-психологического тренинга эти сотрудники научились межличностному взаимодействию, приемам саморелаксации и способам выхода из конфликтных ситуаций. По методике Михалюк О.С. и Шалыто А.Ю. отмечается достоверное улучшение социально-психологического климата в коллективе по эмоциональному компоненту (t-кр.=3,43). Отмечаено улучшение по поведенческому и когнитивному компоненту социально-психологического климата (Приложение 3,8). Это свидетельствует о снижении эмоциональной напряженности работников, формировании безоценочного принятия себя и других, развитии понимания других людей, что подтверждало формирование навыка межличностного общения в профессиональной деятельности.
  • По методике УСК (Приложение 4,5,8) отмечается достоверное увеличение уровня субъективного локус контроля с 21,6±3,92 до 24,1±3,66 балла, что свидетельствует о формировании интернального типа локус контроля у работников. Выявлено достоверное увеличение количества сотрудников с интернальным типом локус контроля с 20% до 56,7%. Социально-психологический тренинг способствовал созданию таких условий труда для работников, при которых происходит повышение уровня самосовершенствования и мотивации к профессиональной деятельности у сотрудников.
  • По методике «Стиль поведения руководителя» отмечено достоверное снижение количества работников с директивным компонентом с 66,7% до 16,7% испытуемых, и достоверное увеличение количества работников с коллегиальным компонентом с 23,3% до 76,6% сотрудников, что указывает на формирование навыка межличностного общения в профессиональной деятельности.
Читайте также:  Связь человека с обществом

Проведенный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: психолог-консультант выявляет адаптивные возможности сотрудника предприятия, помогает ему реализовать социально – психологический потенциал:

  • методы социально-психологического тренинга, позволяют психологу-консультанту намечать пути профессионального роста и карьеры, выявлять причины кризисов и конфликтов;
  • психолог-консультант проводит работу по профессиональной реабилитации;
  • деятельность психолога в фирме направлена на эффективность работы предприятия.

Таким образом, на основании проведенных исследований было выявлено влияние профессионально организованной работы психолога-консультанта на эффективность деятельности работы сотрудников предприятия. Таким образом, на основании проведенных исследований было выявлено влияние профессионально организованной работы психолога-консультанта на эффективность работы сотрудников предприятия.

Если Вам понравилась статья или оказалась полезной, пожалуйста, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях:

Рекомендуем также почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *