Коррекция межличностных отношений в коллективе

Просмотров: 289

Коррекция межличностных отношенийСистема установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей называется межличностными взаимоотношениями. В.Н. Мясищев, Н.Л.Смирнова, Н.Н. Обозов, А.В.Петровский, Л.И. Уманский установили, что межличностные отношения складываются не только на основе симпатий и антипатий, рождающихся у людей по отношению друг к другу, но и на основе социального положения личности в обществе. Для того, чтобы выбрать нужную манеру поведения в общении с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в котором происходит взаимодействие. Коррекция межличностных отношений в коллективе и в организациях, на современном этапе можно считается одной из наиболее важных в социальной психологии.

Целью исследования было изучение уровня межличностных отношений и разработка психокоррекционной программы по регуляции поведения и разрешению конфликтов у сотрудников организации. Объектом исследования явился коллектив хирургического отделения больницы в количестве 20 человек ( экспериментальная группа) и коллектив терапевтического отделения ( контрольная группа) в количестве 20 человек. Предмет исследования: взаимоотношения в группах, представления о себе, направленность личности в общении, поведение в конфликтной ситуации, личностный профиль социальных ориентаций коллектива.

В исследовании были использованы следующие методы:

  • тест «Q-сортировка», который предназначен для изучения представлений о себе ;
  • тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири направленеый на исследование представлений и выявление преобладающего типа отношения к людям, на самооценку и взаимооценку;
  • тест « Определение способов регулирования конфликтов» К. Томаса;
  • тест « Направленность личности в общении» Братченко, который выявляет основные виды личностного общения.
Читайте также:  Основные методы социально-психологического тренинга

На первом этапе исследования в экспериментальной группе были получены результаты, свидетельствующие о преобладании тенденции общительности у 40% испытуемых, принятие « борьбы» — у 35%, избегание «борьбы» — у 10%. Полученные данные характеризуют испытуемых как пассивных, не желающих участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, встречаться в неформальной обстановке. В контрольной группе у испытуемых тенденция общительности установлена на 15% больше, принятие и избегание « борьбы» — на 20% ниже, чем в экспериментальной группе. Анализируя результаты исследования межличностных отношений в экспериментальной группе, установили преобладание таких факторов, как подозрительность, авторитарность, зависимость, эгоизм. У 50% сотрудников проявляется требовательность, прямолинейность и резкость в оценке других, при этом 60% сотрудником довольно общительны и дружелюбны, но ориентированы на сугубо деловое общение, избегают общения как такового, что приводило к трудностям в установлении контактов и соответственно к низкому уровню групповой сплоченности. Следовательно, сотрудники находятся на « конфликтной» стадии развития, характеризующейся конфликтностью, разногласием, борьбой за лидерство, отсутствием общих интересов, противоречием между руководителем и подчинёнными.

В отличие от экспериментальной группы, в контрольной группе в межличностных отношениях преобладают факторы дружелюбия, сотрудничества, компромисса, приспособленности, что свидетельствует о групповой сплочённости и благоприятном психологическом климате в коллективе. На основе результатов психодиагностики была разработана комплексная тренинговая коррекционная программа по регуляции поведения сотрудников в организации, по повышению компетентности в общении, формированию коммуникативных умений, обучению межличностному взаимодействию. Цель тренингов заключалась в развитии межличностной чувствительности, в общем личностном развитии, развитии самосознания, психических процессов, улучшении самочувствия и укреплении психического здоровья. Программа включала в себя коммуникативные тренинги и игры, упражнения, направленные на развитие психических процессов, упражнения- головоломки на развитие творческого мышления, упражнения направленные на укрепление психического и физического здоровья, музыкотерапию, гештальттерапию , арт — терапию и др.

Читайте также:  Как найти свою маску

После проведения психокоррекционной работы в экспериментальной группе, было проведено повторное исследование с целью оценки эффективности разработанной психокоррекционной программы. При анализе результатов исследования в экспериментальной группе получены показатели, свидетельствующие о положительной динамике в межличностном отношении сотрудников организации. Так, уровень общительности повысился на 20%, уровень независимости – на 25%, показатель принятия и избегания «борьбы» снизился на 15%. При изучении межличностных отношений в экспериментальной группе установлено преобладание факторов дружелюбия, сотрудничества, компромисса, а также снижение показателей подозрительности, авторитарности, эгоизма. Полученные данные свидетельствуют о контактности, о стремлении образовать эмоциональные связи как в группе, так и за её пределами, о заинтересованности в успехах каждого члена группы, о стремлении внести свой вклад в жизнедеятельность группы, склонность к сотрудничеству, кооперации, проявлении гибкости в решении проблем. В контрольной группе существенных изменений в динамике не установлено.

Таким образом, разработанные психодиагностическая и психокоррекционная программы по регуляции поведения и разрешения конфликтов сотрудников организации эффективны и могут быть рекомендованы руководителям и менеджерам по управлению персоналом для практического использования.

Г.И. Сергеева, А.В. Артемьев, Н.А. Медникова
Пензенский государственный педагогический университет
им. Белинского,
Пензенский государственная технологическая академия,
Современная гуманитарная академия
Пензенский филиал

Рекомендуем также почитать:

3 комментариев на “Коррекция межличностных отношений в коллективе

  1. angelika

    Всем Привет! Понятие и основные признаки коллектива, его формы и типы, психологические характеристики, пути формирования и взаимодействие между отдельными членами. Социально-психологический тренинг как метод коррекции межличностных отношений, факторы эффективности. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к проблеме межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности, в частности к явлению межличностных отношений в условиях трудовой организации.

  2. андрей

    Привет! У застенчивых детей обнаруживается гораздо более ярко выраженная дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у них сохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрения других людей. Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых к себе им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к воеобразному способу усиления

  3. Ирина Викторовна

    Здравствуйте, спасибо за познававательную статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *